Метод расчета критерия Чеснокова | Statyx.ru Статистическая обработка данных в пакете SPSS

Метод расчета критерия Чеснокова

Сейчас мы перейдем к изучению статистического критерия, который специально используется для анализа качественных, а не количественных результатов исследования, т.е. когда результаты эксперимента выражаются не в цифрах, а в словах. Такая ситуация нередко имеет место в эргономических и психологических исследованиях, где объектом изучения становятся те ощущения, которые испытывают люди при работе с какой-то техникой или с другими людьми.

Когда объектом исследования становятся ощущения или чувства, то возникают проблемы с количественным «измерением» этих объектов. Если попросить людей присваивать своим ощущениям хотя бы грубые  количественные оценки (например, в категориях: сильные или слабые, большие или маленькие, высокие или низкие), все равно эти оценки не будут отражать истинных количественных соотношений, поскольку размерность субъективных шкал для оценки ощущений у каждого индивида своя, непохожая на остальных. И то, что одним человеком будет оценено, как сильное ощущение, другим будет восприниматься как среднее или малое, т.к. здесь играют роль многие факторы: и чувствительность нервной системы, и индивидуальный опыт тех или иных переживаний (их новизна для человека), и умение шкалировать  (соотносить между собой, ранжировать) свои ощущения. По этой причине исследователям приходится применять особые методы анализа подобного рода данных, где не используются количественные величины изучаемых характеристик, а сравниваются лишь качественные отличия объектов. К числу таких статистических критериев относится критерий Чеснокова.

Данный критерий предназначен для того, чтобы сравнить две группы качественных показателей и определить, существуют ли между группами достоверные различия. В роли качественных показателей могут выступать любые описательные характеристики, например, те, что используются для описания предметов (жесткий, твердый, упругий, пластичный, мягкий и т.п.) или людей (общительный, контактный, разговорчивый, замкнутый, закрытый и т.п.). Если перед исследователем поставлена задача сравнить субъективные ощущения, которые вызывают у будущих потребителей два разных технических устройства с помощью оценок в категориях: «удобное» для человека устройство, «комфортное» в эксплуатации, «понятное» для управления и т.д., — то здесь наиболее адекватным критерием окажется как раз критерий Чеснокова. Он позволит сравнить, существенно ли отличаются две группы качественных оценок, которые были получены применительно к двум техническим устройствам.

Критерий Чеснокова включает расчет двух компонентов: «объема связи» (С) и «дефекта связи» (Де). Первый из них (С) показывает, насколько схожи, т.е. имеют общие признаки, сравниваемые между собой группы. А второй (Де) показывает, насколько расходятся, т.е. не похожи эти группы.

Для расчета компонентов С и  Де используются три показателя:

  1. число элементов, которые являются общими (одинаковыми) в обеих группах – показатель Ко;
  2. число элементов, которые вошли только в  первую группу  и их нет во второй – показатель К1;
  3. число элементов, которые вошли только во вторую группу и их нет в первой группе – показатель К2.

Формулы для расчета двух компонентов критерия приведены ниже.

Объем связи: C = K0 / (K0 + K1)

Дефект связи: Де = 1 — K0 / (K0 + K2)

После расчета экспериментально полученных значений по этим компонентам критерия не надо обращаться к статистическим таблицам, чтобы выбрать критические значения, потому что это критическое значение одно. Таким критическим значением выступает система из двух неравенств, т.е. требуется одновременное выполнение двух следующих неравенств, чтобы стал возможным вывод о достоверности различий между группами данных:

{С  ≤ 0,5; Де ≥ 0,5}

Такое соотношение означает, что сходство элементов двух групп имеет место в меньшем числе случаев, а различия – в большем числе случаев, что позволяет говорить о наличии достоверных различий между группами.

Попробуем выполнить расчеты по данному критерию на конкретном примере. Мы сравним две группы данных: в одну группу данных войдут характеристики, которые присущи «идеальному лидеру», а во вторую группу данных войдут те качества, которые присущи членам вашей группы. В итоге, мы посмотрим, отличается ли типичный представитель вашей группы (собирательный образ) от образа идеального лидера.

Сейчас вам представлен листок, где написаны 40 характеристик, с помощью которых вы должны описать сначала идеального лидера, а затем себя самого. Возьмите лист бумаги и разделите его на три графы. В первой проставьте 40 пунктов, которые будут обозначать оцениваемые вами качества. Вторую графу назовите «У идеального лидера», а последнюю графу назовите «У меня самого». Далее, читая каждую характеристику в приведенном ниже списке, решите, присуща ли она идеальному лидеру и вам самому. Если — да, то поставить крестик (+) в соответствующей графе на строке с номером данного качества. В том случае, когда  качество не подходит, нужно поставить прочерк (-).

Список качеств

1.Умный 11.Покладистый 21.Слабохарактерный 31.Сочувствующий
2.Предусмотрительный 12.Целеустремленный 22.Альтруистичный 32.Боевой
3.Хитрый 13.Убеждающий 23.Застенчивый 33.Ленивый
4.Эгоистичный 14.Упрямый 24.Добрый 34.Примиряющий
5.Дружелюбный 15.Гибкий 25.Требовательный 35.Закрытый
6.Искренний 16.Смелый 26.Юмористичный 36.Тревожный
7.Творческий 17.Принципиальный 27.Мягкий 37.Конфликтный
8.Деятельный 18.Вспыльчивый 28.Приветливый 38.Щедрый
9.Обаятельный 19.Порядочный 29.Заботливый 39.Агрессивный
10.Властный 20.Волевой 30.Энергичный 40.Компетентный

Прежде чем вы начнете расчет критерия по свое анкете (на индивидуальном  уровне), необходимо выяснить, есть ли в вашем списке такие характеристики (прилагательные), которые получили прочерки (-) в обеих графах, т.е. их нет ни у идеального лидера, ни у вас самих. Такие неинформативные характеристики вы должны вычеркнуть из списка и не учитывать их в дальнейшем при обработке данных.

Для расчета критерия Чеснокова нам потребуются три показателя, фигурировавшие  в формулах. Поэтому посчитаем сначала показатель К0 – он определяется как количество прилагательных, которые были отмечены крестиком в обеих графах, т.е. они присущи и лидеру и вам одновременно. После подсчетов оказалось, например, что К0 =38, т.е. идеальный лидер и обобщенный портрет членов группы имеют много сходных качеств.

Затем определяем количество характеристик, которые оказались присущими только лидеру и их нет у вас самих, — показатель  К1 = 2 . Далее  считаем показатель К2, который обозначает количество характеристик, присущих только вам, но их нет у идеального лидера. Получилось, что К2 =7. На основе этих показателей делаем расчет компонентов критерия: объема связи (С) и дефекта связи (Де).

С = 38 / (38 + 2) = 0,95

Де = 1 — 38 / (38 + 7) = 0,16

Получив экспериментальные значения С и Де, смотрим, выполняется ли та система неравенств, которая выражает критическое значение по данному критерию. Напомним, что для достоверности различий необходимо, чтобы объем связи был меньше или равен 0,5 , а дефект связи больше или равен 0,5 одновременно. А мы получили другое неравенство:

{С > 0,5 ; Де < 0,5}

Из этого следует, что мы не можем сделать вывод о наличии достоверных различий между портретом идеального лидера и обобщенным портретом членов данной группы («типовым» студентом этой группы).

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.